Основным строительным оборудованием для монолитного строительства является опалубочная система.
Опалубочная система — включает в себя элементы опалубки, обеспечивающие жесткость и устойчивость, крепежные элементы, поддерживающие конструкции и леса.
Опалубка — это совокупность элементов для придания монолитной конструкции необходимой формы до тех пор, пока бетон не наберет заданную прочность.
По материалам изготовления опалубку можно поделить на:
- стальная;
- алюминиевая;
- деревянная;
- пластиковая;
- картонная;
- армоцементная;
- комбинированная.
По способу применения опалубка делится на съёмную и несъёмную.
Несъёмная опалубка — это блоки или панели из различных материалов, которые монтируются в единую опалубочную конструкцию — форму для укладки монолитного армированного бетона. Данный вид опалубки ускоряет и упрощает строительство за счёт объединения нескольких операций в одном технологическом цикле. Например несущая стена с нужным сопротивлением теплопередаче возводится за один технологический цикл. Несъёмная опалубка, после укладки бетона, становится функциональной частью монолитной готовой конструкции. Позволяет упростить и удешевить некоторые этапы монолитного строительства, а также совместить несколько технологических операций в одну.
Съемная опалубка – это опалубка съемного типа, которая применяется для возведения различных монолитных конструкций. Подходит в тех случаях, когда требуется возведение одинаковых конструкционных элементов.
По видам бетонируемых конструкций опалубка делится на:
- вертикальная;
- горизонтальная.
Вертикальная опалубка — применяется для получения вертикальных монолитных конструкций из бетона или железобетона. Делится на подвиды в зависимости от вида бетонируемой конструкции:
- колонн;
- стен;
- фундамента;
- труб.
Горизонтальная опалубка — применяется для получения горизонтальных монолитных конструкций из бетона или железобетона. Делится на подвиды в зависимости от вида бетонируемой конструкции:
- перекрытий;
- купола;
- мостовых пролетов.
Опалубка перекрытий
Опалубка перекрытий состоит из следующих основных элементов: треноги, стойки, головки, балки и фанеры.
При установке опалубки балочного перекрытия последовательность работ будет следующей. Сначала устанавливают арматурный каркас колонн, далее монтируют опалубку колонн. Для сопряжения с расположенными выше конструкциями арматуру колонн пускают выше верхнего среза опалубки на 40-50 см. Далее бетонируют колонны. После этого на специальные вырезы в опалубке колонн укладывают щиты днища балок или прогонов, под них устанавливают и выверяют по высоте поддерживающие телескопические стойки на треногах. На следующем этапе устанавливают стойки под второстепенные деревянные балки, по ним расстилают палубу из влагостойкой фанеры. После укладки арматурных каркасов и сеток осуществляют бетонирование. Разборку опалубки рекомендуется выполнять после набора бетоном распалубочной прочности. Монолитное перекрытие устраивают после возведения стен и набора ими необходимой начальной прочности. Опалубку перекрытий монтируют по телескопическим стойкам, укладывают арматурные сетки в двух уровнях, осуществляют бетонирование.
По конструкции опалубка делится на:
- рамная;
- мелкощитовая;
- крупнощитовая;
- блочная;
- объёмно-переставная;
- скользящая;
- горизонтально-перемещаемая;
- подъёмно-переставная;
- пневматическая;
- греющая.
Рамная опалубка
Рамная система включает в себя каркасные щиты, подпорные элементы, болтовые соединения и детали крепежа.
Щит — это формообразующий элемент опалубки, состоящий из палубы и каркаса. Каркасные щиты состоят из несущей металлической рамы, рёбер жёсткости и опалубочной плиты — палубы. Палуба это элемент щита, образующий его формующую рабочую поверхность. Рама из замкнутого полого профиля с фасонным гофром предохраняет торцы плиты от повреждений и позволяет соединить элементы в любом месте. Металлический каркас служит для обеспечения необходимой жёсткости конструкции и значительно облегчает и ускоряет монтаж модульных элементов. Формообразующий плоский элемент опалубки, состоящий из нескольких смежных щитов, соединенных между собой с помощью соединительных узлов и элементов называют опалубочной панелью. Опалубочная панель предназначена для опалубливания всей конкретной плоскости.
Рамную систему в свою очередь возможно поделить по конструктивным признакам на мелкощитовую и крупнощитовую.
Мелкощитовая опалубка
Мелкощитовая опалубка – это система щитов и комплектующих небольших размеров и веса для бетонирования различных архитектурных форм. Она состоит из нескольких типов небольших по размеру щитов, а также элементов креплений и поддерживающих устройств. Щиты имеют площадь не более 3 м2, масса одного элемента такой опалубки не должна превышать 50 кг. Мелкощитовая опалубка может применяться совместно с крупнощитовой опалубкой для создания небольших по объему сложной конфигурации конструкций.
Крупнощитовая опалубка
Крупнощитовая опалубка – применяется для конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями. Крупнощитовая опалубка включает щиты площадью от 3 до 20 м2 повышенной несущей способности. Элементы опалубки совмещают в себе палубу с поддерживающими прогонами и ребрами. Она предназначена для возведения крупноразмерных монолитных конструкций самых разнообразных сооружений. Установка и снятие осуществляется только грузоподъёмным оборудованием. Щиты являются самонесущими и включают палубу, элементы жесткости щита и несущие конструкции. Такие щиты оборудуют подмостями, подкосами. Две противостоящие опалубочные панели соединяются между собой системой горизонтальных винтовых стяжек, пропускаемых через тело будущей бетонной конструкции и устанавливаемых до бетонирования. Для обеспечения устойчивости опалубки и выверки ее в проектное положение используют различные системы подкосов и раскосов.
Опалубку стен устанавливают в два этапа. Сначала монтируют арматурный каркас, затем — опалубку с одной стороны стены на всю высоту этажа и опалубку со второй стороны. Бетонную смесь в опалубку укладывают сверху с закрепленных на ней консольных подмостей. Смесь в опалубку укладывается слоями толщиной 30-40 см с последующим уплотнением глубинными вибраторами.
Блочная опалубка
Блочная опалубка – это пространственная конструкция, собираемая из стальных щитов на разъемных или шарнирных креплениях (опалубочные блоки) или на сварке (блок-формы). Служит для возведения отдельно стоящих замкнутых монолитных конструкций. Применение блочной опалубки в большинстве случаев оказывается экономичнее разборно-переставной опалубки благодаря значительному снижению затрат труда. Наиболее целесообразно использовать блочную опалубку для бетонирования лифтовых шахт и стен лестничных клеток. Конструктивно решена в двух вариантах. В первом варианте смежные щиты соединены в узлах тягами с винтовой муфтой. Второй вариант отличается тем, что опалубку изготавливают с четырьмя гибкими щитами.
Объемно-переставная опалубка
Объемно-переставная опалубка – применяется для одновременного бетонирования внутренних поперечных стен и междуэтажных перекрытий многоэтажных зданий. Эту опалубку выполняют в виде пространственных секций П- и Г-образной формы. Применяется преимущественно при строительстве зданий с поперечными несущими стенами и открытыми фасадами.
Скользящая опалубка
Скользящая опалубка — предназначена для бетонирования высоких вертикальных стен зданий и сооружений, имеющих постоянное сечение. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий с минимальным количеством оконных и дверных проемов, закладных деталей и элементов. К ним относятся хранилища различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством возведения объектов применяя данную технологию является значительное повышение темпов строительства.
Применение скользящей опалубки требует строгого выполнения технологических требований:
- высокое качество бетонной смеси (подвижность, вязкость, удобоукладываемость);
- непрерывность бетонирования;
- строгая вертикальность движения опалубки;
- доставка бетонной смеси по графику бетонирования;
- непрерывность работ по установке арматуры.
Горизонтально-перемещаемая опалубка
Горизонтально-перемещаемая опалубка — передвигается в горизонтальном направлении по мере приобретения бетоном достаточной прочности. Катучая опалубка — применяется для бетонирования подземных сооружений и коммуникаций. Катучая опалубка для бетонирования линейно-протяженного сооружения (коллектора) состоит из внутренней и наружной частей. Нижняя внутренняя часть опалубки, смонтированная на рельсовом пути, состоит из тележки с закрепленными на ней домкратами.
Туннельная опалубка — применяется для отделки туннелей и коллекторов, бетонирования конструкций жилых и общественных зданий, возводимых закрытым способом. Конструктивно мало отличается от горизонтально-перемещаемой.
Подъемно-переставная опалубка
Подъемно-переставная опалубка – применяется для возведения специальных сооружений постоянного и переменного сечений по высоте, чаще всего имеющих конусообразную направленность вверх — труб, градирен, силосных сооружений и т. д. Состоит из наружных и внутренних щитов, отделяемых от бетона при установке на новый ярус, элементов креплений и поддерживающих устройств, рабочего настила и подъемных приспособлений.
Пневматическая опалубка
Пневматическая опалубка — применяется для возведения сооружений и отдельных элементов криволинейной поверхности. Ее успешно применяют для возведения коллекторов, покрытий купольных сооружений диаметром до 36 м и сводчатых тонкостенных конструкций при пролете 12-18 м. Этот вид опалубки выполняют в виде гибкой оболочки из высокопрочной прорезиненной ткани толщиной 0,3-0,5 мм или прочной полимерной пленки. Опалубку раскраивают по специальным выкройкам, сшивают, швы проклеивают тем же материалом. Опалубку закрепляют по контуру основания, затем в нее нагнетают воздух под давлением. Перед бетонированием ее поверхность покрывают эмульсионной смазкой. Армирование выполняют из дисперсного армированного стекловолокна или из обычной сетки. Бетон наносят набрызгом или послойно. Для ускоренного твердения бетона возможна подача в опалубку пара или подогретого воздуха. Для предотвращения высушивания твердеющего бетона от воздействия ветра и солнечной радиации его поверхность сразу после укладки слоя проектной толщины покрывают методом напыления защитной пленкой, препятствующей активному испарению влаги.
Греющая опалубка
Греющая опалубка — это опалубка щиты, которой снабжены нагревательными элементами, вмонтированными с тыльной стороны палубы и закрытым слоем утеплителя. Нагревательными элементами могут быть снабжены щиты любой опалубки (мелкощитовой, крупнощитовой, объемно-переставной, катучей, скользящей и т. д.). Применяют греющие опалубки при бетонировании в зимних условиях, а также для ускорения твердения бетона в летних условиях с целью ускорения работ и сокращения производственного цикла.
Материалы для изготовления опалубки
Поддерживающие элементы опалубки обычно выполняют из стали и алюминиевых сплавов, что позволяет достичь их высокой оборачиваемости.
Комбинированные конструкции позволяют в наибольшей степени использовать специфические характеристики применяемых материалов. При использовании фанеры и пластика оборачиваемость опалубки достигает более 50 раз, при этом существенно возрастает качество покрытия за счет низкой адгезии материала с бетоном. В стальной опалубке используют листы толщиной от 2 до 6 мм, что делает такую опалубку достаточно тяжелой. Опалубка из деревянных материалов требует дополнительной защиты синтетическими покрытиями. Пленки на палубу наносят методом горячего прессования с использованием для пропитки древесины бакелитовых жидких смол, эпоксидно-феноловых лаков, используют стеклоткань, пропитанную фенолформальдегидом. В настоящее время наиболее широкое распространение получила влагостойкая фанера, выпускаемая толщиной 18-22 мм. Для покровного слоя используют стеклопластики, слоистые пластики, винипласты.
Все большее применение завоёвывают пластмассовые опалубки, особенно армированные стекловолокном. Они обладают высокой прочностью при статической нагрузке, химически совместимы с бетоном. Опалубки из полимерных материалов отличаются небольшой массой, стабильностью формы и устойчивостью против коррозии. Возможные повреждения легко устраняются нанесением нового покрытия. Недостаток пластмассовых опалубок — их несущая способность резко снижается с повышением температуры.
Появились комбинированные опалубки, когда на металлическую палубу наносится листовой полипропилен. Использование композитов с токопроводящим наполнителем позволяет получать греющие покрытия с регулируемыми режимами теплового воздействия на бетон.